г. Казань, пр. Альберта Камалеева, 12

Психология развития

Психология развития — это научный подход, который призван объяснить рост, изменение и согласованность, хотя продолжительность жизни. Психология развития рассматривает, как мышление, чувство и поведение изменяются в жизни человека.

Значительная часть теорий в рамках этой дисциплины сосредоточена на развитии в детстве, так как это период жизни человека, когда происходит наибольшее изменение.

Психологи развития изучают широкий спектр теоретических областей, таких как биологические, социальные, эмоции и когнитивные процессы. В эмпирических исследованиях в этой области преобладают психологи из западных культур, таких как Северная Америка и Европа, хотя в 1980-х годах японские исследователи начали вносить весомый вклад в эту область.

Три цели психологии развития — описывать, объяснять и оптимизировать развитие (Baltes, Reese, & Lipsitt, 1980). Для описания развития необходимо сосредоточиться как на типичных шаблонах изменений (нормативное развитие), так и на индивидуальных вариациях в моделях изменений (т.е. идиографическом развитии). Хотя есть типичные пути развития, за которыми последует большинство людей, ни один человек не имеет абсолютно одинакового отношения.

Психологи развития также должны стремиться объяснить изменения, которые они наблюдали в отношении нормативных процессов и индивидуальных различий. Хотя, часто проще описать развитие, чем объяснять, как это происходит. Наконец, психологи развития стремятся оптимизировать развитие и применять свои теории, чтобы помочь людям в практических ситуациях (например, помочь родителям развить безопасные привязанности со своими детьми).

Вопросы развития

Непрерывность и разрыв

Подумайте, как дети становятся взрослыми. Существует ли предсказуемая закономерность в отношении мысли, языка и социального развития? У детей происходят постепенные изменения или происходят ли они резкие изменения?

Нормативное развитие обычно рассматривается как непрерывный и кумулятивный процесс. В представлении о непрерывности говорится, что изменение происходит постепенно. Дети становятся более умелыми в мышлении, разговорах или действиях так же, как и выше.

Прерывание зрения рассматривает развитие как более резкое — последовательность изменений, которые приводят к различным поведением в разных возрастных периодах жизни, называемых стадиями. Биологические изменения обеспечивают потенциал для этих изменений.

Мы часто слышим о том, как люди воспринимают детей, переживающих «этапы» в жизни (т.е. «сенсорно-моторный этап»). Они называются стадиями развития — периодами жизни, инициированными отдельными переходами в физическом или психологическом функционировании. Психологи разрыва считают, что люди проходят одни и те же этапы, в том же порядке, но не обязательно с одинаковой скоростью.

Природа против воспитания

При попытке объяснить развитие важно учитывать относительный вклад как природы, так и воспитания . Психология развития стремится ответить на два больших вопроса о наследственности и окружающей среде:

  1. Сколько веса каждый вклад?
  2. Как взаимодействуют природа и воспитание?

Природа относится к процессу наследования и созревания биологического созревания. Одна из причин, по которой развитие человека настолько схоже, состоит в том, что наша общая специфика наследственности (ДНК) направляет всех нас через многие из тех же изменений в развитии примерно в тех же точках нашей жизни. Воспитание относится к воздействию окружающей среды, которое связано с процессом обучения через опыт.

Существует два эффективных способа изучения природы.

  1. Двухместные исследования: идентичные близнецы имеют один и тот же генотип, а братские близнецы имеют в среднем 50% общих генов.
  2. Исследования по усыновлению: сходство с характером биологической поддержки семьи, в то время как сходство с поддержкой приемной семьи поддерживается.

Стабильность и изменение

Стабильность подразумевает, что характерные черты, присутствующие в настоящее время во время младенчества, переносятся на протяжении всей жизни. Напротив, теоретики изменений утверждают, что личности изменяются в результате взаимодействия с семьей, опытом в школе и аккультурацией.

Эта способность к изменениям называется пластичностью. Например, Rutter (1981) обнаружил, что более мрачные дети, живущие в недоукомплектованных детских домах, часто становятся веселыми и ласковыми, когда помещаются в социально стимулирующие приемные дома.

Историческое происхождение

Психология развития как дисциплина не существовала до промышленной революции, когда потребность в образованной рабочей силе приводила к социальному строительству детства как отдельной стадии жизни человека.

Понятие детства происходит в западном мире, и поэтому ранние исследования происходят из этого места. Первоначально психологи развития были заинтересованы в изучении разума ребенка, чтобы образование и учеба могли быть более эффективными.

Изменения в развитии во взрослую жизнь — еще более новая область исследований. Это в основном связано с достижениями в области медицинской науки, что позволяет людям жить до старости.

Чарльзу Дарвину приписывают проведение первого систематического исследования психологии развития. В 1877 году он опубликовал короткую статью, в которой подробно описывается развитие врожденных форм общения, основанных на научных наблюдениях его детского сына Додди.

Однако появление психологии развития как специфической дисциплины можно проследить до 1882 года, когда Вильгельм Прейер (немецкий физиолог) опубликовал книгу под названием «Ум ребенка» . В книге Прейер описывает развитие собственной дочери от рождения до двух с половиной лет. Важно отметить, что Прейер использовал строгую научную процедуру, изучая многие способности своей дочери.

В 1888 году публикация Прейера была переведена на английский язык, и к этому времени психология развития как дисциплина была полностью установлена, а еще 47 эмпирических исследований из Европы, Северной Америки и Великобритании также опубликованы для содействия распространению знаний в этой области.

В течение 1900-х гг. В этой области доминировали три ключевых фигуры с обширными теориями человеческого развития: Жан Пиаже (1896-1980), Лев Выготский (1896-1934) и Джон Боулби (1907-1990). Действительно, значительная часть текущих исследований по-прежнему находится под влиянием этих трех теоретиков.

Теории развития

Жан Пиаже

Пиаже считал, что дети думают иначе, чем взрослые, и заявляют, что они проходят 4 универсальные стадии познавательного развития.

Лев Выготский

Теории Выготского подчеркивают фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания.

Джон Боулби

Теория привязанности Боулби предполагает, что дети приходят в мир, биологически запрограммированные для формирования привязанностей.

Психосоциальные этапы развития Эриксона