Часто можно услышать мнение практикующих мусульман, что верующему не нужна психология. Ему достаточно Корана и сунны. Давайте тогда разбираться в вопросе: чем может помочь психолог, консультирующий верующего человека.
В главных источниках знаний ислама — Коране и Сунне — есть ответы на все вопросы. Описаны всевозможные психологические отклонения, даны лёгкие и пошаговые рекомендации для прихода в устойчивое состояние. Причём, эти рецепты очень гибкие, учитывающие тонкую психику человека. А наука психология, которую, кстати, развивали исламские ученые, является одним из эффективных методов решения проблем человека.
Американский Психолог Гордон Оппорт различает 2 типа религиозной идентичности — внешняя и внутренняя. Внешняя — это всего лишь сила привычки, традиции, воспитания. Вера в этом случае подстраивается под собственные нужды, она лишь атрибут для достижения определенных целей, а фокус внимания смещен на внешние проявления. Такие верующие озабочены верой других больше, чем своей, делят людей «на своих» и «чужих», категоричны и нетерпимы. Всё это признаки незрелой личности.
В случае с внутренней религиозной идентичностью, религия является ресурсом и главным мотиватором. Вся жизнь здесь переосмысливается через призму веры. Фокус внимания верующего направлен внутрь себя, ему присущи такие качества, как внутренний контроль, эмпатия, альтруизм. Лишь во внутренней религиозности заключено душевное здоровье и она является мощным фундаментом для гармоничной жизни.
Специалисту при работе с верующими мусульманами необходимо учитывать религиозные аспекты, поддерживая личность, стремиться к опоре на внутреннюю религиозность клиента. В этом случае Коран и Сунна — мощные ресурсы для личностного развития, наполняют и вдохновляют верующего, дарят спокойствие и гармонию.
А как вы думаете, нужны ли психологи мусульманам?